Сайт находится в разработке
Молодая мама - ymama.ru
Выбираем профессию - выбираем судьбу

Выбираем профессию - выбираем судьбу

Консультанты: Людмила Евгеньевна Вдовина, учитель-дефектолог первой категории, заведующая отделением;  Лариса Александровна Матросова, педагог-психолог первой категории, заведующая отделением  профессиональной ориентации; Эльвира Анваровна Абдрахманова, социальный педагог первой категории.

 
Выбираем

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем: на кого учиться, куда поступать? Когда ребенок рождается, мама, прежде всего, думает о том, как правильно накормить малыша, одеть на прогулку, занять его период бодрствования. Молодые родители в этот момент еще не задумываются, будет ли их ребенок банкиром, менеджером или врачом.

Однако именно в раннем возрасте важно увидеть задатки способностей, которые заложены природой, и развивать их. Задумываться об этом надо на этапе планирования семьи и зачатия ребенка. Мозг ребенка, от степени развития которого зависит физическое и умственное здоровье, формируется с момента зачатия и в среднем до 10 лет. Этот период времени важно не упустить, чтобы ребенок в жизни был успешным, так как большую часть жизни человек связывает с профессиональной деятельностью: она помогает обрести социальный статус, материальный доход, реализацию своих возможностей, чувство собственного достоинства? Поэтому  вопрос о поиске, выборе профессии для ребенка является судьбоносным. Оглядываясь назад, родители начинают понимать, что время упущено, и это становится проблемой.

Как правило, у наших детей не сформировано представление о профессиях вообще, их привлекают только "модные" на сегодняшний день профессии (программист, фотомодель, менеджер и др.) и их внешняя оболочка: высокий доход, работа в красивом офисе, известность и т.п. При этом родители, помогая ребенку при выборе профессии, допускают следующие ошибки:

  • они часто хотят, чтобы сын или дочь пошли по их стопам, при этом не учитывают желание и возможности ребенка; 
  • соглашаются с неадекватным выбором ребенка;
  • не могут отличить природную склонность к определенному виду деятельности у ребенка от интереса к внешним модным атрибутам  выбранной профессии;
  • завышают или занижают уровень способностей ребенка и не учитывают его состояние  здоровья (профпригодность).

          Ошибка в выборе профессии приводит к разочарованиям, нежеланию работать, потере веры в себя и т. д.

     В современном мире насчитывается более 40000 профессий. Как сориентироваться в таком огромном разнообразии? Человеку, выбирающему профессию, нужно суметь разобраться в этом, понять содержание разных профессий, требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы.  Именно здесь на помощь может прийти психолог, занимающийся проблемами профориентации. В случае своевременного обращения к специалисту вы сможете получить следующий результат: 

  • формирование у ребенка адекватных представлений о своих склонностях и способностях;
  • формирование внутренней мотивации к выбору профессии;
  • приобретение знаний о профессионально значимых качествах;
  • обогащение знаний о возможностях профессионального развития, требованиях современного рынка труда;
  • формирование плана профессионального развития;
  • расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего.

У нас в стране существует несколько концепций профориентации. Например, концепция "индивидуального стиля деятельности" Е. А. Климова, концепция К. М. Гуревича, который выделяет два вида профпригодности: абсолютную и относительную, в зависимости от свойств нервной системы человека; существует концепция профессиональной адаптации и др.

Результаты проведенного ранее углубленного психологического обследования дадут ценную профдиагностическую информацию, заключающуюся в сведениях о возможностях и способностях ребенка:

  • о состоянии интеллектуально-мнестических функций, особенностях структуры интеллекта и об уровне интеллектуального развития в целом;
  • о состоянии психических функций, о свойствах личности и темперамента, обеспечивающих предпочтение той или иной динамики трудовой деятельности, специфики ее организационных условий;
  • об особенностях личности и характера, определяющих направленность на ту или иную содержательную сторону профдеятельности, о наличии специальных склонностей и способностей.                                                     

              Кроме этого, учитывается, что для детей характерны некоторые психологические особенности, которые не относятся прямо к патопсихологическим, но существенно препятствуют успешной социальной интеграции воспитанника. К ним относятся:

  • низкий уровень самокритики, неадекватные (часто завышенные) самооценка и уровень притязаний;
  • недостаточное усвоение коммуникативных навыков;
  • своеобразное избирательное принятие социальных норм и правил поведения, отрицание многих из них;
  • недостаточная социальная опосредованность ценностных ориентаций и ведущих мотивов, общий социальный инфантилизм;

      узость круга интересов, "размытость" иерархии структуры мотивов.

В подходе к проблеме профориентации не следует строго придерживаться какой-либо одной концепции. Существуют методы, разработанные представителями различных течений. Наиболее распространенной диагностикой является классификация профессий, которая разработана российским психологом, профессором Е.А.Климовым.

По этой классификации все профессии можно условно разделить на пять классов, склонность к одному из классов в каждом ребенке заложена природой:

"человек-природа",

"человек-техника",

"человек-человек",

"человек-знаковая система",

"человек-художественный образ".

Для успешного выбора профессии невозможно ограничиться одной-двумя "профдиагностическими" психологическими методиками; необходим комплексный подход в диагностике развития ребенка, а в дальнейшем - профдиагностике и его дальнейшей профориентации, включающий в себя несколько последовательных этапов.

  Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе его профессионального самоопределения включает в себя три составляющих:

  • первичное профконсультирование (ребенок+семья);
  • углубленное профдиагностическое обследование;
  • собственно работа по формированию адекватного выбора (ребенок+семья).

Форма, с которой начинает работу педагог-психолог, зависит от возраста ребенка. О склонностях ребенка к определенным видам деятельности нужно задумываться в раннем детстве, и в этом вам помогут психологи, социальные педагоги, дефектологи, педагоги дополнительного образования.

Диагностику развития ребенка необходимо проводить в раннем и дошкольном возрасте (0-7 лет). Если  в ходе диагностики обнаружились отклонения от нормы, то еще есть время их скорректировать, своевременно обратившись к нужному специалисту.

Применяются профессиональные методики для определения уровня развития памяти, внимания, восприятия (слухового и зрительного), мышления, творческих способностей малыша, его моторного развития, в том числе и методика, определяющая доминантность полушария коры головного мозга  ребенка. Ведь очень важно знать, какое полушарие ведущее: правое или левое? От этого зависят способности к дальнейшим видам деятельности и выбору профессии.

Основная комплексная работа с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет)  направлена на развитие их интересов, склонностей, способностей. В этот период происходит знакомство школьников с многообразным миром профессий (играя в доктора, продавца, получает первое представление об этой профессии), а участие в кружках обеспечивает "пробу сил".

Зачастую интересы, возникшие в этот возрастной период, становятся основой будущего профессионального выбора. На этом этапе происходит изучение способностей и возможностей ребенка и изучение его личностных особенностей.

Два вышеизложенных этапа работы позволяют к 12 годам сформировать у ребенка склонность к определенному виду деятельности.

Начиная с 12-14 лет, когда проблема выбора профессии и подготовки к ней становится актуальной, учащиеся начинают более серьезно задумываться о готовности к трудовой деятельности, пытаются оценить себя, свои психологические и физиологические "ресурсы". Для этого проводится тестирование личности подростка (темперамент, особенности характера, коммуникативные навыки).

Программа диагностического обследования включает в себя исследования по следующим направлениям:

  • изучение профессиональных склонностей;
  • изучение мотивов выбора профессии;
  • оценку адекватности сделанного выбора.

Все это дает возможность к моменту выбора профессии, в 14-18 лет, сформировать у подростков адекватный выбор. Если желание и возможности не совпали, специалисты помогают сделать правильный выбор, привести в соответствие умственные, физические, творческие возможности ребенка, повысить мотивацию к деятельности при необходимости.

На ваши вопросы: какую профессию выбрать, в какое учебное заведение пойти учиться? - помогут найти ответы система тестов и методики ведущих специалистов в этой области, тренинги, взаимодействие медиков, педагогов и родителей (беседы, совместное консультирование родителей и детей). 

           Собственно с этого момента и начинается профдиагностическая работа, когда актуализируется субъективная и объективная значимость выбора.

 Психолог, занимающийся профессиональным самоопределением, своевременно "вливается" в процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка.

              Первичная профконсультация - это форма индивидуальной консультации, в процессе которой складывается первое впечатление о ребенке, его семье, выявляется уровень профессиональных интересов и склонностей ребенка, оценивается адекватность выбора профессии ребенком и семьей, определяется ведущий мотив выбора, происходит  обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий.

В профессиональном консультировании психолог пользуется системой методов и показателей.

Профориентационная работа с подростком начинается с профориентационной беседы. Она помогает подростку ответить на вопросы: кто я? какой я? зачем я? кем я могу быть? кем я хочу быть? кем мне надо быть? как осуществить намеченные планы?

              Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня, структуры внимания, типа мышления, ручной умелости и координации движений, особенностей характера. При этом учитываются мнения всех специалистов и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на воспитанников не только в целях профориентации, но и развития личности в целом.

              Результатом консультации является формирование профплана подростка, повышение степени осознанности и ответственности выбора.

              Психолог дает только общие советы, пояснения, на выбор профессии он не влияет, если для этого нет каких-либо медицинских и прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других - требуется углубление и расширение работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору, в некоторых случаях (в связи с выявленными психофизическими качествами) - перестраивать профессиональный выбор.

              В том случае, если после сопоставления результатов психолого-педагогического и медицинского обследования подростка с его профессиональной направленностью обнаруживаются противопоказания, психолог тактично и доказательно объясняет ему невозможность сделанного им выбора и рекомендует другую профессию.

Если обследуемый имеет низкий уровень притязаний, ему показан тренинг достижений, постоянное положительное подкрепление его деятельности в школе и в семье, особенно в тех сферах, где психологом выявлены определенные способности и склонности ребенка. Подростка же, имеющего завышенную идеализированную самооценку, следует предостеречь от психических травм, связанных с неоправданными социальными ожиданиями, объективировав его самооценку.

              В случаях, когда в ходе профессиональной консультации выявляются четко выраженные профессиональные намерения, возникает вопрос: сможет ли молодой человек в полной мере овладеть избранной профессией, какой ценой он добьется в ней успеха (речь идет о соответствии возможностей и способностей интересам и склонностям). Часто психолог уже в ходе первичной консультации видит явное несоответствие выбора ребенка его возможностям. В этом случае требуется изучить общие и специальные способности подростка, проводя углубленную профдиагностику и обращаясь к данным предварительного психологического обследования ребенка. Речь идет об исследовании типологических свойств нервной системы, психических процессов, психомоторных процессов и психических состояний.

            Для оценки профессионального личностного типа используется методика Дж. Голланда.

Для предварительной ориентации в интересах и склонностях подростков используется специальный  опросник "Ориентация" и дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанные группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е. А. Климова.

Модифицированный вариант опросника ДДО - опросник профессиональных предпочтений ("ОПП", автор Л.Н. Кабардова) - дает возможность проанализировать соотношения мотивационного, когнитивного и практического компонентов. На основании  полученных результатов составляется полигон профессиональных предпочтений.

Учитывая, что опросник ДДО дает только ориентировочные данные о профессиональной направленности подростков, дополнительно используется другая методика - "Карта интересов", которая представляет собой модифицированный вариант методики А. Е. Голомштока.

            "Карта интересов" предназначена для изучения глубины интересов и склонностей подростков в различных сферах деятельности. Таких сфер в данной методике насчитывается 23.

Очень важно знать, какой мотив является ведущим при выборе подростком профессии: общественная значимость профессии, престиж, заработок, возможность продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности. Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

Определить ведущий тип мотивации позволяет методика "Мотивы выбора профессии".

Для определения типа нервной системы (нейродинамики) используется теппинг-тест. Определяется один из пяти типов нервной системы.

Одной из основных причин неадекватности сделанного профвыбора (у старших подростков), неадекватности установок на будущее (у младших школьников) является неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка.

Наконец, большую роль в правильном, соответствующем собственным возможностям выборе профессии играет самооценка подростка, которая может выявляться разными способами. Один из них - моторная проба. Суть методики состоит в экспресс-анализе уровня притязаний.

Еще один важным аспектом, на который стоит обратить внимание, - уровень развития коммуникативных способностей ребенка. Часто ребенок не умеет налаживать элементарные коммуникативные связи, что в дальнейшем, естественно, влечет за собой проблемы адаптации в профессиональном коллективе. На развитие коммуникативных навыков направлены занятия по профессиональному самоопределению ребенка.

Подростковый период жизни ребенка характеризуется повышенным интересом к лицам противоположного пола и к собственной внешности. Осознание собственной непохожести на других приводит к росту эмоциональной напряженности и, как следствие, неадекватному поведению, замыканию в себе.

Для изучения коммуникативных и организаторских способностей используется методика КОС, которая опосредованно определяет коммуникативные и организаторские способности через выявление и оценку соответствующих склонностей.   

  Особое значение имеет профориентационная работа в семье ребенка, которая начинается с активного включения ребенка в повседневную жизнь. Составляющие работы с семьей те же, что и с ребенком: диагностика, формирование мотивации и адекватного выбора. Адекватная позиция семьи по вопросу профессионального самоопределения ребенка играет важную роль, т.к. именно родители могут дать ребенку предпосылки осмысления жизни, осознания себя и своего места  в ней. Понятно, что от уровня просвещения родителей относительно картины психологического и физического состояния их ребенка, от адекватности их установок зависит успех процессов социализации ребёнка.

Профессиональная помощь высококвалифицированных специалистов в вопросах профориентации направлена на большое желание помочь вашему ребенку в принятии судьбоносных решений и вызвана потребностью помогать родителям и их детям найти свое место в жизни.



Обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных

Деньги из личного кошелька вы можете использовать в Виртуальном центре здоровья "Молодая Мама" для оплаты следующих услуг:

 


Войти
через соц. сети

Нажимая кнопку «Авторизоваться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных


Через соц. сети
Получать рассылку
*Поля обязательны к заполнению

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных

Пользовательское соглашение

Пользовательское соглашение

г. Екатеринбург                                                                                                                                                      01.10.2015


       Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) относится к сайту Виртуальный центр здоровья (далее –ВЦЗ) «Молодая мама», расположенному по адресу www.ymama.ru.
          Сайт http://ymama.ru (далее – Сайт) является собственностью ООО Группа компаний «ММ-Форум». Настоящее Соглашение регулирует отношения между Администрацией сайта и Пользователем данного Сайта. 
Администрация сайта – сотрудники, уполномоченные управлять Сайтом и действующие от имени ООО Группа компаний «ММ-Форум».
Пользователь сайта (далее - Пользователь) – физическое лицо, имеющее доступ к Сайту посредством сети Интернет и использующее Сайт.
1. Предмет соглашения.
1.1. Администрация сайта предоставляет Пользователю возможность доступа к Сайту http://ymama.ru, а также предоставление Пользователю доступа к содержащимся на  Сайте статьям и оказываемым услугам.
1.2. Сайт предоставляет информационно-образовательные услуги для населения Российской Федерации, включая информационно-образовательные программы и консультации практикующих врачей и специалистов в области сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, подготовки к родам, психофизического развития и воспитания ребенка, популяризации здорового образа жизни. Услуги предоставляются с использованием современных интернет-технологий, в формате вебинаров и онлайн-трансляций (далее – Вебинары).      
1.3.  Пользователь обязуется использовать Сайт на условиях Соглашения.
2. Порядок регистрации и пользования Сайтом.
2.1.  Для регистрации на Сайте Пользователь заполняет соответствующие поля в форме для регистрации – Заявке на участие в Вебинарах ВЦЗ «Молодая мама» и принимает условия Соглашения.
2.2. По окончании регистрации Пользователю на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Пользователем в Заявке, приходит информация в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики ВЦЗ «Молодая мама».
2.3.  После успешной процедуры регистрации Пользователю приходит активная индивидуальная ссылка на участие в бесплатном Вебинаре в ВЦЗ «Молодая Мама».
2.5.  Пользователь обязан пользоваться Сайтом добросовестно, не нарушая законодательство Российской Федерации, права и свободы третьих лиц, нормы морали и нравственности.
3.  Вебинары.
3.1. Условия. 
3.1.1.   Администрация сайта организует Вебинары в  ВЦЗ «Молодая Мама»
3.1.2.   Пользователь проинформирован, что, участвуя в Вебинарах ВЦЗ «Молодая Мама», получает информацию по конкретной теме, заявленной в предварительном расписании.
3.1.3.   Администрация сайта может в любое время по своему усмотрению добавлять как платные, так и бесплатные Вебинары.
3.1.4.    Администрация сайта может в любое время по своему усмотрению изменять темы, менять содержание, а также, в случае необходимости, заменять ведущих Вебинаров. При этом Администрация сайта гарантирует, что подобные изменения не приведут к ухудшению качества Вебинаров. 
3.1.5. Пользователь должен самостоятельно следить за изменениями в расписании.
3.1.6. В случае изменений в расписании, информация об этом появляется на сайте www.ymama.ru и в группе в социальной сети вконтакте https://vk.com/virtualnaja_shkola_roditelej1
3.1.7. Запись на Вебинары осуществляется тремя способами: через сайт www.ymama.ru, через представленную в расписании ссылку на программу miropolis или через электронную почту [email protected]
3.2. Проведение.
3.2.1.  Информация на Вебинарах ВЦЗ «Молодая мама» предоставляется Пользователю с помощью следующих средств: Устное выступление ведущего Вебинар специалиста, графическая презентация с фотографиями, изображениями и текстом. 
3.2.2.. Ведущий Вебинара не рекламирует и не дает информацию по конкретным медицинским препаратам или медицинским центрам, предоставляющим описываемую медицинскую услугу, за исключение случаев сотрудничества с рекламодателями.
3.2.3. Ведущий Вебинара не дает комментарии по поводу качества работы того или иного специалиста.
3.2.4. Пользователь имеет право задавать уточняющие вопросы с помощью чата в нижней части экрана, ведущий Вебинара имеет право отвечать на вопросы как оперативно, так и постфактум, дождавшись конца лекции. 
3.2.5. Ведущий Вебинара специалист имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин. 
3.2.6. В случае если ваш вопрос не был зачитан вслух и остался без ответа, есть необходимость продублировать его, возможно, специалист случайно его пропустил.
3.2.7. В случае если участник Вебинара применяет нецензурную лексику, оскорбляет других участников или ведущего, мешает проведению занятия, он будет незамедлительно отключен от программы Вебинара без объяснения причин.
4.          Интеллектуальная собственность и ограничения при пользовании Сайтом.
4.1.  Сайт содержит результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие ОО "ГК ММ- Форум"
4.2.  Используя Сайт, Пользователь признает и соглашается с тем, что все содержимое Сайта и структура содержимого Сайта защищены авторским правом, правом на товарный знак и другими правами на результаты интеллектуальной деятельности, и что указанные права являются действительными и охраняются во всех формах, на всех носителях и в отношении всех технологий как существующих в настоящее время, так и разработанных или созданных впоследствии. Никакие права на любое содержимое Сайта, включая, помимо прочего, аудиовизуальные произведения, конспекты, изображения, литературные произведения, учебные и методические материалы, товарные знаки не переходят к Пользователю в результате пользования Сайтом и заключения Соглашения.
4.3.      При цитировании материалов Сайта Пользователь обязуется указывать ссылку на Сайт.
5.        Персональные данные и их использование
5.1.    Пользователь дает свое согласие Администрации Сайта на обработку персональных данных, предоставленных при регистрации, а именно:
5.1.1.   фамилия, имя, отчество;
5.1.2.   дата рождения;
5.1.3. город проживания;
5.1.4. номер мобильного телефона;
5.1.5. адрес электронной почты;
5.1.6.   срок беременности (если требуется указать)
5.2.   Пользователь предупрежден, что вся информация, полученная им на Вебинарах и в статьях сайта, носит рекомендательный характер.  Для установления правильного диагноза нужна очная консультация врача! 
5.3. Пользователь подтверждает, что указанный им номер мобильного телефона, является  личным номером телефона, выделенным оператором сотовой связи, и Пользователь готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием им номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.
5.4. Пользователь  подтверждает, что указанный адрес электронной почты, является личным адресом электронной почты, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием адреса электронной почты, принадлежащего другому лицу.
5.5.    Обработка персональных данных означает запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, не подпадающих под специальные категории, на обработку которых согласно действующему законодательству Российской Федерации требуется письменное согласие Пользователя.
5.6.    Обработка персональных данных производится в целях исполнения Организатором обязательств перед Пользователем по Соглашению, обеспечения Пользователя обратной связью при использовании Вебинаров, а также в целях направления на указанный Пользователем при регистрации адрес электронной почты информационных и иных сообщений.
5.7.    Обработка персональных данных Пользователя производится Организатором с использованием баз данных на территории Российской Федерации.
5.8.    Пользователь может в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, направив Организатору электронное письмо на адрес: [email protected] 
Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» внизу письма.
5.9. Пользователь проинформирован, что в любое время может отказаться от получения на указанный номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес: [email protected]

Вернуться к регистриции